slushaetЭффект сказок, как важного атрибута личностного формирования ребенка, нельзя недооценивать. Современные психологи утверждают, что учитывать воздействие сказки на детскую психику просто необходимо и, следовательно, разумно подбирать для ребенка «первую библиотеку». Чем же руководствоваться перед семейным чтением или покупкой книги? Какие сказки нужно читать детям

Если выбор пал на сказки про животных, которые особенно популярны среди детей до 5 лет, то следует помнить, что маленький ребенок идентифицирует себя именно с героями-животными, даже если в сказке присутствуют люди. Малыш будет подражать «смелым петушкам», сильным и уверенным «мишкам» и т. д. В самом младшем возрасте, следует избегать сказок, где животное оказывается в страшной ситуации (например, «Бэмби»), или когда судьба животного вызывает страх и сожаление.

Для укрепления домашних отношений, лучше всего подойдут, так называемые, «бытовые сказки», коих много в народном фольклоре. Обратите внимание, как в сказке представлен образ семьи и какие внутрисемейные отношения преобладают. В каких бытовых условиях живет герой? Если бытовые условия героя «оставляют желать лучшего» и данное положения в кульминации не меняется, то от сказки лучше отказаться. Так или иначе, ребенок будет примирять на себя антураж сказки, особенно в возрасте 6-7 лет.

Вряд ли здравомыслящий родитель, чей ребенок обнаруживает в себе предрасположенность к невыполнению заданий и поручений, станет читать ему на ночь сказку про ленивого Емелю, чей последующий успех, мягко говоря, случаен и зависит от чужого влияния – в данном случае, волшебной щуки. Или, к другому примеру, вряд ли стоит читать младшему из сыновей сказку, где происходит конфликт между братьями – особенно, если подобная неприятность имеется в жизни. Тем более, старшие братья в данных сказках, чаще всего, представлены в негативном свете.

При сложных семейных отношениях и при присутствии психологических проблем у ребенка, полезны сказки, где ключевым моментом является преображение главного героя – например, «Золушка», или «Гадкий утенок». Такие сказки полезны для детей, которых преследует проблема адаптации среди сверстников и для приемных детей.

Ну а какие сказки нужно читать детям, которые скоро пойдут в школу? Наиболее популярны среди детей 5-7 лет «волшебные сказки». Именно они вкладывают в ребенка начальные «духовные знания», поэтому стоит проследить, какие духовные ориентиры прослеживаются в сказке – всегда ли добро побеждает зло, представлены ли в сказке ориентиры элементарной «духовной чистоты»?

Особое внимание следует уделять сказкам авторским (т. е. не народным, а имеющим конкретного автора), поскольку именно они, чаще всего, проецируются на психологическое состояние ребенка, на его внутренние переживания. Помните, что случилось с главным героем «Черной курицы или подземных жителей»? Героя-подростка ждет страшная и роковая неудача в кульминации. Для ребенка с «синдромом неудачника», или попавшего в трудную ситуацию, данная сказка может оказаться нежелательной. В каждой сказке заложены мораль и проблематика – представьте, как проблематика сказки проецируется на конкретную жизнь вашего ребенка. Идеально, если жизненная проблема ребенка схожа с проблемой героя сказки, и она позитивно разрешается, а жизнь меняется к лучшему. Таким образом, подбирая сказку для своих детей, мы можем помогать им не только в настоящей, но и во всей будущей жизни.