21 мая стали известны итоги Балтийской олимпиады по физике, в которой сборная России заняла второе место в общекомандном медальном зачете. Заместитель завлаборатории по работе с одаренными детьми МФТИ, член Центральной предметно-методической комиссии по физике Виталий Шевченко рассказал о конструктивном подходе к решению задач развития олимпиады. Участие сборных команд России в международных интеллектуальных состязаниях 2020 года организует Российский университет дружбы народов. Оператором всероссийской олимпиады школьников в 2020 году является Академия «Просвещение», входящая в одноименную Группу компаний.

Всероссийская олимпиада по физике имеет достаточно долгую историю. Сейчас она является стимулом для вовлечения большого количества ребят в углубленное изучение предмета. Причем охватывает олимпиадное движение и учителей, и родителей, и экспертов. Десятки тысяч школьников ежегодно участвуют в олимпиаде на различных ее этапах. Понятно, что не все становятся победителями, но каждый из них активно вовлекается в изучение внешкольных материалов, того, что выходит за границы школьного обучения. До тех пор, пока будут востребованы хорошие специалисты в современных технологиях, исследованиях, IT и других науках (а востребованы они будут всегда), олимпиада будет жить.

Базой для составления задач к различным этапам олимпиады служит школьная программа, за рамки которой мы не можем выходить. Но при этом среди традиционных олимпиадных заданий сегодня встречаются и нестандартные задания, например, в московской олимпиаде школьников. Последние два года классические задачи в этой олимпиаде дополнены более исследовательскими, которые относятся к технологическим аспектам, к тому, что нас окружает. Мы следим за тем, как проходит работа с такими заданиями, и, думаю, когда-нибудь будет интересно их включить во всероссийскую олимпиаду школьников.
Задания всегда новые, но общие подходы к их решению можно изучить и в школе. При разработке задач, в зависимости от уровня сложности, закладывается одна или несколько идей. На заключительном этапе, например, некоторые задачи содержат 2 – 3 идеи. Такие задачи самые сложные, далеко не все с ними справляются. Но с точки зрения методического аспекта они нужны. Они содержат новые, хорошие идеи и, поскольку их успешно решает небольшой процент учеников, могут в будущем попасть в школьные учебники или задачники, чтобы другие ребята также могли их прорабатывать. Чем больше школьники готовятся к финалу, тем вероятнее их победа. Так как среди множества задач, которые они выполняли на подготовке, удается подобрать полезные концепции и способы решения сложных задач.
Ежегодно, из каждой параллели участников олимпиады встречается несколько ребят с сильным чутьем в физике. Эти школьники талантливы. Им легче увидеть, какие идеи заложены в задачи. И тем не менее они уделяют достаточно много времени самоподготовке. В целом подготовленность всех, кто участвует в олимпиаде, конечно, становится выше с каждым годом. Если раньше подготовке ученики уделяли свободное время, то сейчас такая работа входит в расширенные программы школ со специальным уклоном: в расписаниях появляются занятия по внеурочной деятельности и различные кружки. Если в регионе стоит задача по развитию подготовки школьников к олимпиадам, для учеников появляются такие возможности внутри учреждений.
Успех в олимпиаде во многом зависит от самих участников. Усидчивость – одно из ключевых условий. Количество методов решений в нашей олимпиаде огромное, но оно конечно. Только большим своим трудом можно освоить это огромное число методов решения задач. При подготовке можно самостоятельно придумывать разные идеи, пробовать различные модели и варианты. Так получается развивать находчивость. Такая подготовка требует больше времени, зато интереснее. Поиск решения может занять около недели, а разбирать сложные олимпиадные задания подобным образом можно месяцами. Важен контакт с преподавателем, который сможет выстроить индивидуальный маршрут подготовки. Ведь как только ученик погружается в олимпиадную подготовку, перед ним появляется огромное количество учебной литературы, в которой он может потеряться. Если не удается решить задачу, учитель всегда может дать подсказку вместо готового ответа. Таким образом, у ученика сохраняется возможность самостоятельно сообразить, как можно решить задачу. Безусловно, это все очень похоже на реальную деятельность во взрослой науке: там вы должны обладать широким кругозором, знанием литературы, методов и подходов, уметь решать поисковые задачи и создавать новое.
Уже более 10 лет после подведения итогов олимпиады мы также спрашиваем участников олимпиады о заданиях. Мы предлагаем школьникам оценить по 5 –балльной шкале, насколько для них оказались интересны и сложны те или иные задачи на заключительном этапе всероссийской олимпиады. Это позволяет получить обратную связь о комплекте заданий. Для нас важно, чтобы школьникам были интересны задачи на интеллектуальных состязаниях, чтобы эти задачи вдохновляли и мотивировали их к углубленному изучению науки.