Многих родителей тревожит отсутствие речи или недостаточность речевого развития у детей 1,5-3 лет. Врач-педиатр направляет неговорящего ребенка к неврологу, чтобы исключить органические поражения ЦНС и с привлечением других специалистов разработать для малыша индивидуальный образовательный маршрут. Чем раньше с ребенком начнут заниматься, тем лучше будет результат: к 6-7 годам он сможет догнать сверстников в психоречевом развитии и успешно обучаться в школе.

От звуков к словам и предложениям

Речь ребенка развивается поэтапно:

  • 1-3 мес. – гуление (произнесение отдельных звуков);
  • 4-9 мес. – лепет (произнесение повторяющихся слогов);
  • 10-12 мес. – первые слова (к 12 мес. активный словарный запас малыша составляет 10-15 слов);
  • 1,5 – 2 года – словосочетания из двух слов;
  • 2-3 года – простые предложения.

Очень важно разговаривать с ребенком с самых первых дней его жизни, когда, казалось бы, он еще ничего не понимает: так малыш познает мир через названия предметов, основных понятий и действий. У него формируется пассивный словарный запас, который через несколько этапов развития станет активным. Песенки, потешки, пальчиковые игры, проговаривание ребенку простых бытовых действий и называние предметов создают вокруг него благоприятную для развития речи среду.

Если же такой развивающей среды родители создать не могут, ребенку значительно сложнее дается освоение речи. Но, при отсутствии заболеваний ЦНС, малыш, пусть и с опозданием, наверстает упущенное, когда окажется в среде сверстников (в детском саду, развивающей группе).

Почему ребенок не говорит

Есть дети с серьезной задержкой речевого развития (ЗРР), у которых при регулярных занятиях дома с мамой и со специалистами в развивающих группах не наступает ожидаемого прогресса в речи. Среди причин ЗРР указывают:

  • перинатальную энцефалопатию (последствия родовой травмы, гипоксии плода, внутриутробной инфекции);
  • неврологические нарушения (внутричерепное давление, повышенный и пониженный мышечный тонус, задержка моторного развития);
  • осложнения после прививок;
  • нарушения слуха;
  • наследственная предрасположенность к позднему речевому развитию;
  • педагогическая запущенность ребенка;
  • гиперопека со стороны членов семьи, тормозящая речевое развитие малыша;
  • перегруженность информацией, не соответствующей возрасту ребенка.

Есть случаи, когда специалисты не могут определить причину ЗРР: ребенок 2,5 – 3 лет здоров, имеет большой пассивный словарный запас, но самостоятельной связной речи нет. Тогда малыша необходимо обследовать у психиатра, чтобы исключить ранний детский аутизм и другие нарушения развития. Нужно оберегать ребенка от стрессов и негативных переживаний, чтобы у него не развились неврологические осложнения: мутизм, заикание.

Когда начинать бить тревогу

Если у малыша 2-2,5 лет активная речь состоит лишь из нескольких слов, преобладают жесты, и при регулярных занятиях дома словарный запас не пополняется, маме пора показать ребенка врачам. Невролог на основании перинатального анамнеза, общения с маленьким пациентом и результатов инструментального обследования (ЭЭГ, РЭГ, ЭХО-ЭГ) диагностирует задержку психоречевого развития (ЗПРР) или, в более сложных случаях, общее недоразвитие речи (ОНР) и направляет ребенка к логопеду и детскому психиатру для уточнения диагноза. При неврологических нарушениях врач назначает ноотропные (улучшающие кровообращение) препараты, успокаивающие лекарства, витамины, биодобавки для питания мозга.

Логопед определяет уровень развития речи малыша и дает конкретные рекомендации родителям, как заниматься с ребенком. Если малышу исполнилось 3-3,5 года, логопед по показаниям может рекомендовать ему посещение логопедического сада или логопедической группы в обычном детском саду.

Детский психиатр при осмотре ребенка определяет, соответствует ли его интеллектуальное развитие возрастной норме. Он изучает анамнез малыша, опрашивает родителей об особенностях его поведения. Если родителей  беспокоит состояние психического здоровья ребенка, они должны рассказать психиатру обо всех тревожных симптомах и странностях, характерных для него. Задержка речи и ее отсутствие может оказаться одним из проявлений серьезного психического недуга: аутизма, олигофрении, умственной отсталости.

Как помочь малышу заговорить

Ранняя диагностика и исправление задержки речевого развития производится в центрах психологической коррекции. Это развивающие учреждения, где ребенка с раннего возраста и до школы наблюдают врачи, психологи, дефектологи, логопеды. Для каждого малыша в таком центре составляется индивидуальный образовательный маршрут, включающий занятия с дефектологом, логопедом, развитие мелкой моторики, музыкальные занятия, физкультуру, кружки по творчеству (рисование, лепка, квиллинг, оригами). Опытные специалисты определят, в какой именно сфере проявляется отставание у ребенка, и помогут ему догнать сверстников в развитии и хорошо подготовиться к школе. Конечно, занятия будут успешными только при активном участии в коррекционно-образовательном процессе родителей малыша.

Если вы хотите чтобы ваше чадо развивалось и умнело в рекордных темпах, отдайте ребенка в школу Учимся — играя. Это первая уникальная в своем роде онлайн школа.